Инициатива Минфина существенно – на 15% – снизить в будущем году федеральные трансферты в региональные бюджеты вынудит местные власти наращивать долги и актуализировать свои лоббистские навыки. Им предстоит выполнять майские указы президента невзирая на то, что дотации на их выполнение также будут урезаны – на 5% (подробнее – см. статью «Долговая дорога» в номере от 25.07.2016).
Предложение Минфина отражает стремление ведомства сокращать расходы, чтобы сбалансировать бюджет в условиях колебаний цен на энергоресурсы и курса валют. Однако большинство регионов и так живет небогато: на 1 января 2016 г. в стране было 76 дефицитных регионов и только 9 – профицитных. Число регионов, не сумевших свести бездефицитный бюджет в январе – апреле 2016 г., выросло по сравнению с тем же периодом 2015 г. с 28 до 38. Долги регионов растут: по состоянию на 1 апреля 2016 г. они составили 2,35 трлн руб., а по сравнению с 1 апреля 2015 г. выросли на 236 млрд руб., или на 11,2%. Компенсация недостающих доходов за счет бюджетных кредитов и рост заимствований – это полумера, она откладывает проблему бюджетного дефицита «на потом», считает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Но экономический рост, благодаря которому регионы смогут вернуть долги, предвидится не скоро. Кроме того, согласно Бюджетному кодексу регионы не могут взять в долг больше получаемых собственных доходов.
От редакции: Регионы вынуждены занимать все больше
Единого алгоритма выхода из бюджетного кризиса для провинции нет, многое зависит от экономической ситуации, отмечает доцент ВШЭ Антон Табах. Несколько легче будет регионам, которые производят сельхозпродукцию на экспорт, они смогут получить дополнительные доходы за счет валютной выручки. Другим придется сокращать не только инфраструктурные проекты и инвестпрограммы, но и расходы на социальную сферу: зарплаты врачей и учителей увеличатся, как того требует от них президент, за счет сокращения их численности и закрытия малых школ, больниц и детсадов. Наиболее рациональный выход – сокращение неэффективных программ, говорит Суслина, но регионы не всегда следуют этому принципу.
Сокращение трансфертов – это еще и повод для нового витка торга между региональными элитами и Кремлем. Объем снижения трансфертов каждому из субъектов будет зависеть от лоббистских способностей отдельных губернаторов и их личных отношений с первыми лицами государства.