Репрессии – народу

В понедельник в Сахаровском центре журналисты могли наблюдать картину, едва ли вообразимую в 2011–2012 гг., на волне протестного движения, разделившего «рассерженных горожан» и «уралвагонзавод». Фермеры из станицы Казанской на Кубани и дальнобойщики, объединившиеся в ходе протестов против системы «Платон» в общественное движение (Объединение перевозчиков России), давали пресс-конференцию, сидя рядом с представителями Московской Хельсинкской группы, движения «За права человека», президентского Совета по правам человека, «Агоры» и «Мемориала».

Репрессивные законы, принимавшиеся для борьбы с «болотной оппозицией», «рассерженными горожанами», «креативным классом», идут в народ. Авторы писали их в расчете на определенную «аудиторию». Но, выходя из-под пера законодателя, закон, совсем как герой художественного произведения, начинает жить собственной жизнью и под его действие попадают не только те, для кого он изначально предназначался.

Кубанские фермеры, отправившиеся в конце августа в тракторный марш на Москву, чтобы пожаловаться доброму царю на нехороших бояр, были остановлены ОМОНом, задержаны и осуждены по закону о митингах в начале сентября: 10 человек получили от 6 до 10 суток ареста, другие отделались штрафами.

Пять матерей, устроивших акцию протеста на панихиде по погибшим в Беслане (у четырех из них во время теракта погибли дети), приговорены к штрафам и общественным работам. Им вменяется неповиновение законным требованиям сотрудников полиции и нарушение порядка проведения публичного мероприятия (изменения, предполагающие ужесточение ответственности, были приняты в июне 2012 г.). В поддержку матерей Беслана выступили члены президентского Совета по правам человека.

Екатеринбургский видеоблогер Руслан Соколовский заключен под стражу на два месяца за опубликованный им ролик о ловле покемонов в храме. Дело против него заведено за возбуждение ненависти и вражды по социальному признаку и оскорбление чувств верующих.

Кубанских фермеров и матерей Беслана трудно назвать оппозиционерами, они куда ближе к тем самым рабочим «Уралвагонзавода», которые в 2012 г. стали символом лояльной части российского общества. Видеоблогер-атеист далек от сознательного политического высказывания Pussy Riot (результатом которого стало введение ответственности за оскорбление чувств).

Логично, что власть не спускает такие эпизоды недовольства на тормозах: протесты изначально лояльной части общества воспринимаются властью куда более болезненно, чем недовольство оппозиции, их нельзя дискредитировать традиционными в таких случаях словами о вражеских агентах и пятой колонне, рассуждает политолог Алексей Макаркин. При этом власть не опасается расширения лоялистского протеста, будучи уверена, что наказание пропутинских правдоискателей будет воспринято конформистским обществом как сигнал не высовываться.

Вчерашняя пресс-конференция фермеров и дальнобойщиков может свидетельствовать о том, что этот расчет не всегда верен.