Иван Малов до сих пор в строю и на пенсию не собирается - переживает, что космическая промышленность без него пропадёт.
Иван Александрович Малов - живая достопримечательность, все, кто сегодня его поздравляет, всю карьеру на предприятии строили у него на глазах. Он приходит на работу раньше всех - к 7 утра. Потому что космос не может ждать.
«Он поднимается в приёмную, и ночной дежурный докладывает Ивану Александровичу, что произошло на предприятии, и в том числе в Роскосмосе - какие запуски, удачно, неудачно, полетели или не полетели, потом они перебрасываются анекдотами и после этого Иван Александрович идёт на рабочее место».
Он делает ракеты уже 53 года. Сюда пришёл работать сразу после службы в армии - бывший пилот бомбардировщика в 63-м увлёкся космосом. Впрочем, собирать летательные аппараты начал гораздо раньше - в 7 классе ходил в клуб авиамоделистов.
Иван Малов, инженер-конструктор 1 категории:
«Это, как говорят, было самое желание быть авиатором. А потом уже был и авиатором. Но я не перебежчик, если уж начал где-то работать, то так и работаю до конца, и в армии я всего-навсего два соединения заменил. Проработал я там 20 лет, ну, а здесь с 1962 года. - А сколько собираетесь ещё работать? Пока не выгонят!».
Он единственный на предприятии конструктор заглушек для камеры сгорания ракетного двигателя. Это устройство необходимо для того, чтобы пламенный мотор перед запуском не терял топливо. Все двигатели, которые разрабатывало конструкторское бюро, испытывали и ставили в ракеты-носители, создавал он. Две таких заглушки сейчас производят для ракет «Русь» и «Ангара».
Владимир Шишигин, ведущий конструктор:
«Вы знаете, камера сгорания как бокал конусный. А его задача сделать заглушку, чтобы туда мыши не пролезли, чтобы атмосфера не заходила, до времени. Вот он говорит - как бокал вот эта камера сгорания, а моя заглушка, как коньяк - надо, чтобы она вовремя оттуда вылетела».
Малов - инженер старой закалки, чертежи выполняет на кульмане, хотя с современной техникой тоже на «ты» - поздравления принимает по смартфону. Коллеги рассказывают, умеет находить неожиданно простые конструкторские решения. Без того, чтобы что-то мастерить, не проходит даже обеденный перерыв - ремонтирует знакомым часы.
«Я свои начал ремонтировать, двое часов сломал, а потом нормально, потом здесь кое-кому отремонтировал, пошёл слух, и мне почти вся организация приносит».
Сохранить форму и силы до преклонных лет, говорит, помогает лёгкий характер и умение радоваться жизни. В 95 инженер на свидания ходит - у него новая любовь.
«В неделю один раз я встречаюсь со своей дамой. Гуляем, разгадываем кроссворды».
Жениться, правда, говорит, больше не готов, а вот космической промышленности ещё намерен послужить, как минимум, лет до 100.