Корреспондент «АиФ-Самара» стал свидетелем «благоустройства» фонтанов на улице Стара-Загора.
«Культурный слой» 70-х годов в фонтанах жилкомхозовцы губернской столицы неожиданно для себя вскрыли начав ремонт улицы Стара-Загора. И дали горожанам обещание его восстановить. Вместо этого уникальную мозаику, выполненную самарским художником Рудольфом Барановым, забетонировали.
Мозаичное панно на дне фонтанов на улице Стара-Загора было обнаружено при проведении капитального ремонта улицы. Фонтаны, как и весь бульвар, созданы и украшены цветной смальтой в 70-е годы. Но позже, во время очередного латания дыр, яркий уникальный рисунок с розами ремонтники закрыли слоем железобетона. Как пояснил первый заместитель главы города Владимир Василенко, по просьбе жителей власти намереваются полностью восстановить мозаику.
«Всё будет делаться в комплексе: фонтан, фасад дома с мозаичным панно и малые архитектурные формы. На рисунке, который расположен на стене дома, есть сколы и другие недостатки, которые будут устраняться в режиме ручной работы. Всё будет приведено в порядок», - говорил Василенко.
Также чиновник сообщил, что при реставрации будут применены современные технологии. Самарцы сомневаются.
«Миниатюрную каменную копию крепости Шипка во дворе нашего дома на той же улице Стара-Загора, много лет назад в ходе очередного этапа 'благоустройства' зачем-то раскрасили изнутри масляной краской». Сколько мы не обращались в администрацию, чтобы крепость привели в первоначальный вид, на наши призывы никто не реагирует, - рассказывает жительница дома Ирина Печенина.
Скульптор, председатель Самарского отделения Союза художников России Иван Мельников тоже сомневается, что работники ЖКХ сумеют придать панно в чашах фонтанов аутентичные черты.
«У нас в городе не культура, а голая 'архитектура'! Однажды работники служб благоустройства помыли мою скульптуру 'Дети - фронту' кислотой, а фигуру святителя Алексия и Сергия Радонежского на набережной покрыли белой краской. Хотя бы спросили меня, можно это делать или нет. Ну не красят краской известняк», - возмущается Мельников.
Вспоминается история, как три года назад защитник культурного наследия Самары Ваган Каркарьян резко высказался о владельцах дома профсоюзов, которые позволили арендаторам - ресторану Art&Fact перекрыть металлическим каркасом монументальное мозаичное панно «Революция и социалистическое строительство». Но Ваган Гайкович ушёл в мир иной, и вот - мозаика опять скрыта от глаз. Вид на уникальное произведение, которое, кстати, входит в перечень большой всеобщей энциклопедии «Художники всех времён и народов» как «одно из крупнейших достижений в области монументального искусства», спрятан за разноцветными зонтиками.
Автор панно Вячеслав Герасимов, обратил внимание на то, что дырка от штыря так и осталась прямо на лице Гагарина.
«В министерстве культуры, видимо, считают, что здание не представляет никакой ценности, значит, и заботиться о его достойном виде не нужно», - сетует художник.
Под предлогом ремонта или утепления или вообще без повода за последние десять лет стёрты со стен городских строений уникальные узорчатые работы местных художников.
«Все пять панно на торцах пятиэтажек на улице Советской Армии в районе экономического университета, раскрывающих этапы истории российского воинства, давно требуют реставрации, а одно так и вовсе закрыто рекламным баннером. Теплоизоляционным материалом закрыли мозаику по спортивной тематике на одном из домов на ул. Воронежской. Уничтожили панно на здании 'Газбанка' на улице Молодогвардейской - бывшем доме быта 'Горизонт'. Власти уничтожают то, что им не принадлежит - искусство, которое, как известно, является достоянием народа», - перечислил дизайнер Вячеслав Зайкин лишь часть объектов, загубленных намеренно или по недомыслию.