Военно-полевой картель

Федеральная антимонопольная служба выявила крупнейший в современной российской истории картельный сговор. Речь идет о 90 компаниях, специализировавшихся на поставках снаряжения для силовых структур – ФСБ, МВД и Таможенной службы, указано на сайте ведомства. По данным ФАС, 18 открытых аукционов протекали в условиях сговора: компании, контролировавшие по 3–4 юридических лица, создавали видимость конкуренции, но победитель определялся заранее (см. статью на стр. 03).

Ситуация действительно беспрецедентна по числу участников сговора, отмечает Вадим Новиков из РАНХиГС. Она отражает сложность борьбы с нарушениями конкуренции при госзакупках, которая усугубляется особенностями поставок для нужд силовых структур. Секретность оборонных статей бюджета позволяет отсекать от закупок часть конкурентов с помощью требования допуска к гостайне. Госзакупки силовых ведомств популярны у картелей: в 2015 г. ФАС сообщала о картеле 40 компаний, занимавшихся поставками снаряжения для силовиков на 2 млрд руб. Недавно она объявила о сговоре 30 производителей противогазов.

Существуют и проблемы применения действующих законов. Михаил Поздняков из Института проблем правоприменения отмечает: жесткая регламентация госзакупок, вводившаяся для предотвращения злоупотреблений, нередко приводит к противоположным результатам. Чем сильнее регламентация, тем проще заказчику манипулировать отдельными нормами, чтобы устранить нежелательного поставщика.

ФАС оказывается в сложной ситуации, она не всегда может справиться с административным ресурсом спецсубъектов экономики. К тому же основные силы ведомства по контролю над госзакупками сосредоточены на делах с наибольшей конкуренцией, а это, как правило, мелкий бизнес. Процедуры, где участвуют 2–3 компании, нередко остаются без внимания, хотя вероятность сговора там выше, поясняет Новиков. Проверки исчисляются тысячами, но средний штраф, наложенный ФАС на одного нарушителя, в 2014 г. составил 159 300 руб., в 2015 г. – 128 290 руб. Ведомство перегружено черновой работой и не всегда может выявить крупные картельные сговоры.

Чтобы повысить качество контроля, нужно смягчить контроль по мелким поставкам и предоставить ФАС возможность заниматься крупными закупками и закупками у единственного поставщика, контролировать начальные цены контрактов.