Это великолепие на берегах бухты Емар в окрестностях Владивостока всего лишь небольшой фрагмент большого национального якутского праздника - Нового года - Ысыах. Такое масштабное представление по этому случаю жители республики Саха (Якутия) на берегах Японского моря провели впервые! Делегация из 50 человек знакомит приморцев с традициями своего народа.
Матрена Гаврильева, заведующая Информационного методического центра при управлении культуры республики Саха (Якутия): «Кумыс - наш национальный напиток, оладьи, мясо на палочках, жеребятина. До начала церемонии праздника мы будем очищать, это дымокуры называются, будем делать очищение. От злых духов очищаем землю».
На таком празднике гостей всегда угощают национальными блюдами из конины и преподносят кумыс. Смысл Ысыаха заключался в том, что в этот день народ объединялся, невзирая на то, богат он или беден. В начале 90-х годов Ысыах объявлен государственным праздником Якутии. Сейчас он - символ единения всех жителей многонациональной республики. В Приморье проживает одна из самых больших национальных диаспор якутов. Это студенты приморских вузов, военнослужащие, те, кто после учёбы остался работать в Приморье, обосновался здесь семьями и чтит традиции родного народа.
Владимир Удовенко, коневод: «Якутия сильна в коневодстве… основная прибыль от коневодства. Якутская лошадь - одна из древнейших пород, выдерживает 60−70 мороза! Это богема, орловская порода».
Первый опыт проведения якутского Нового года в Приморье явно удался. Ещё одной национальной традицией в крае стало больше. Тем более, что праздник Ысыах отражает традиционную картину мира и мировоззрение народа саха, его национальный колорит и близость народной философии к общемировым гуманитарным ценностям.
А вот проведение Сабантуя в Приморье - традиция уже давно устоявшаяся и популярная. В последние несколько лет он массово проводится в разных муниципальных образованиях края. Народу на такие гуляния приходит много, ведь татарско-башкирская диаспора Приморья - одна из самых больших в России.
Артем Хисамов, участник Сабантуя: «Это праздник урожая и труда. Как татары собирали картошку, пололи огороды и делились этим урожаем с другими…».
Еще один обычай татарских крестьян - дарить на Сабантуй подарки. Для этого мастерицы заранее расшивают рушники и рубашки, пекут чак-чак, чтобы преподносить добрым молодцам. В благодарность за это мужчины обычно исполняют народные песни.
На таких торжествах всем жителям и гостям края обязательно предложат оценить богатство народной кухни, где запахи национальных блюд татар и башкир перемешались с ароматами узбекского плова и шашлыков, приготовленных по старинным рецептам. Танцы, песни и народные забавы продолжаются здесь до самого вечера.
Ахтям Хасбиуллин, руководитель татаро-башкирского общества «Туган-Иль»: «Они сейчас на татарском, башкирском, на русском языке, они все расскажут сейчас стихи и песни, спляшут, станцуют - это дети от смешанных семей, у нас или муж русский, или башкир, или татарин, смешанные поколения у нас, и поэтому у нас нет никогда конфликтов в семье и всему подобное… все у нас в дружбе, любви живут и существуют».
Традиция Сабантуя в Приморье давняя - так широко и массово отмечают его уже больше двадцати лет. И проводили его на стадионе села Вольно-Надеждинское. Но особенное значение праздник имел в 2012 году, когда именно во Владивостоке отпраздновали федеральный Сабантуй. В тот год национальный татарский праздник стал и политической площадкой для подписания соглашения о развитии отношений между Приморским краем и Республикой Татарстан. Да и сам праздник быстро вышел за рамки торжества одного народа. Каждый такой день собирает тысячи жителей со всего края. Теперь каждый муниципалитет Приморья готов добиваться, чтобы праздник проходил именно у них.
Владимир Новиков, председатель Совета глав муниципальных образований Приморского края: «Прошел общекраевой Сабантуй. Хочу предложить, чтобы краевые мероприятия межнационального характера проводились по всем территориям муниципального образования».
А это уже - очаги воспитания у подрастающего поколения традиций и обычаев русского народа, которые одними из первых в Приморский край принесли казаки-переселенцы. В последние годы летние школы, где казачье сообщество собирает подростков, становятся всё более и более популярными среди старшеклассников и их родителей.
- У казака не было смысла без лошади, это - как правая рука!
В этом году на берегу озера Ханка в селе Платоно-Александровское впервые прошла и «Спартакиада казачьей молодежи», на нее приехали свыше сотни юных казаков. Здесь - освоение навыков казачьей культуры и преодоление препятствий по воинским казачьим дисциплинам.
Виталий Полуянов, казачий генерал: «Казачество переселялось сюда с разных казачьих войск, причем делалось это очень просто: брали папаху, бросали жребий, кому попадало ехать сюда, отправляли сначала разведчиков, и сюда к нам ехали и кубанцы, и терцы. Они повторяли названия тех станиц, откуда ехали. Уезжали сюда на Дальний Восток и старались все традиции, все богатство словарного запаса, всего фольклора, привести сюда. Ведь казака сначала нужно воспитать, а потом учить».
- Союз ДВ включает в себя 14 казачьих обществ на территории Приморского края, в этих обществах, в основном занимаются военно-патриотическим воспитанием и возрождением казачьей культуры, то есть взято четкое направление. Мы организовываем дважды в год спартакиады, два детских лагеря на полуострове Ханган, изучают приемы, проводят различные экскурсии. Создан сводный патриотический клуб «Седьмое небо», куда входят дети со всех клубов, которые занимаются парашютным спортом и летной подготовкой.
Проект общественной организации «Станица Ильинская» «Спартакиада казачьей молодежи» стал одним из первых победителей конкурсной площадки поддержки социально-значимых инициатив.
А на предстоящем в сентябре конгрессе народов Приморья приморские казаки покажут и выставку народного быта. Там, например, обязательно будут предметы музея казачьей культуры Дальнеречнска и, вне всякого сомнения, этот конгресс украсит многоголосие казачьих песен!