В настоящее время завершен первый этап проектных работ (инженерные изыскания), получено положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России». Подготовлено техническое задание на второй этап проектирования, исходя из необходимости обеспечения эффективного расходования средств федерального бюджета. Окончание проектных работ запланировано на 2018 год.
При этом в опубликованном на сайте Росморречфлота интервью замминистра транспорта - руководителя Росморречфлота Виктора Олерского сообщается, что затраты на строительство Нижегородской низконапорной плотины оцениваются в 42−45 млрд рублей. В случае совмещения плотины с автодорожным мостом и подходами к нему эти затраты увеличатся до 80 млрд рублей. В связи с этим предлагается построить мост выше по течению в 8 км от плотины, что будет дешевле совмещенного проекта. Также совмещенный вариант может привести к затягиванию сроков проекта, при этом стоит задача завершить строительство не позднее 2020 года.
Как сообщалось, проект строительства низконапорного узла планируется к реализации в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010−2020 годы». Финансирование предполагается на 100% за счет средств федерального бюджета.
Строительство низконапорной плотины на Волге под Нижним Новгородом для решения проблемы судоходства в районе Городецкого гидроузла оценивалось в 50 млрд рублей, затем озвучивался объем инвестиций - более 41,4 млрд рублей. Проектирование объекта планировалось завершить в 2016 году, начать строительство - в 2017 году.
Сообщалось также, что предлагаемый Нижегородской областью проект строительства низконапорной плотины ниже проблемного Городецкого гидроузла является альтернативой подъему Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров. Правительство РФ сочло нецелесообразным подъем уровня Чебоксарского водохранилища.
Из-за обмеления Волги в последние года в шлюзах Городецкого гидроузла не всегда обеспечивается уровень подъема воды до судоходной отметки 4 метра. В итоге суда простаивают или идут с недогрузом.