Последние месяцы брокерское сообщество бурлит: Банк России перешел к реализации программы развития финансового рынка на трехлетний период, один из основных шагов в которой – совершенствование защиты инвесторов на финансовом рынке. Для этих целей в начале лета ЦБ выпустил консультационный доклад на тему регулирования категорий инвесторов и определения их инвестиционного профиля. По названию кажется, что это специальная тема, однако подавляющее большинство брокерских компаний считают, что предложения Банка России – «черный лебедь», который может их уничтожить вместе с большими сегментами российского финансового рынка. Главным потенциальным пострадавшим выглядит срочный рынок, где доля физических лиц особенно велика.
Основная идея ЦБ проста: накопления граждан в количестве 17 трлн руб. до сих пор лежат на депозитах в коммерческих банках, игнорируя фондовый рынок (4 трлн руб. вложений в ценные бумаги). На основании своего анализа ЦБ утверждает: причина этого – недоверие граждан к любым более сложным инструментам инвестирования (акции, облигации, структурные продукты, срочный рынок), сложившееся в результате негативного предыдущего опыта. Стоит изменить регулирование таким образом, чтобы финансовые результаты соответствовали ожиданиям, – и деньги потекут рекой на рынок капитала, минуя банки, принося большую доходность инвесторам, создавая глубину рынка и ускоряя финансовое развитие страны.
Главная причина того, что инвесторы получают негативный опыт, с точки зрения ЦБ, заключается в порочной бизнес-модели сегодняшних брокерских компаний. Они, мол, готовы завлекать клиента, обещая золотые горы, но не предупреждая необходимым образом о рисках, провоцируя совершать большое количество сделок. Это модель казино, в которой в их сети попадают клиенты, жаждущие легких прибылей, быстро теряют свои деньги и уходят с рынка, чтобы никогда на него не вернуться. А долгосрочные инвесторы, ориентируясь на репутацию, созданную такими результатами, обходят рынок стороной.
Для защиты инвесторов ЦБ предлагает разделить их по уровню образования и профессионального опыта, а также величины кошелька на несколько категорий (профессиональные, квалифицированные и неквалифицированные) и запретить проведение операций с рискованными инструментами для неквалифицированных инвесторов. Если ты очень богат, то ограничений нет, если очень образован – тоже. А вот если нет ни денег, ни опыта и отсутствует необходимая сертификация, то рискованные инструменты с плечом недоступны.
Предполагается, что брокерские компании, которые предоставляют доступ на рынок своим клиентам – физическим лицам, изменят свою бизнес-модель: вместо выжимания денег из случайных клиентов перейдут к продаже продуктов для инвестирования на долгую перспективу. Для этого они должны значительно удешевить процесс с помощью внедрения новых, роботизированных технологий общения с клиентом.
Описанная модель регулирования выглядит совершенной картиной, критиковать которую невозможно. Однако правильно ли Банк России поставил диагноз? Верно ли он оценивает текущую ситуацию в отрасли? Можно ли надеяться на то, что реализация программы приведет к взрывному росту интереса населения к фондовому рынку и станет основой будущего экономического роста в России?
Во-первых, говоря о текущих бизнес-моделях, стоит упомянуть, что жесткая ценовая конкуренция на свободном рынке сделала комиссии брокеров очень дешевыми. Основные деньги брокеры, так же как и биржа, зарабатывают, получая процентный доход с денег клиентов, размещенных у них на брокерских счетах. Биржа и брокеры не платят, как правило, процентов на остатки на брокерских счетах своим клиентам в отличие от банков. Размещая их на денежном рынке, они и получают основной доход. Таким образом, брокеры уже сейчас заинтересованы, чтобы клиент «жил долго», а также приводил своих друзей и знакомых.
Во-вторых, предположение о том, что именно недобросовестное, провоцирующее поведение брокеров является причиной разочарования населения в прямом инвестировании на рынке капитала, выглядит легковесным. Как может быть привлекательным фондовой рынок, если он падает? Может быть, историй успеха нет не потому, что обманывают посредники, а потому, что в последние годы просто нет достаточно доходных инструментов со сравнимым уровнем риска? Может быть, дело в системе налогообложения? Гарантиях государства по вкладам? Замороженных пенсионных накоплениях? Не обманывает ли граждан само государство, переключившееся с создания условий для улучшения материального положения людей на геополитическую повестку дня? Рынок капитала является лишь приводным ремнем экономики, но она не может на данном этапе расти без создания необходимых институциональных условий: защиты прав собственности, улучшения судебной системы, политической конкуренции, которая только и может гарантировать стабильность правил игры на долгую перспективу. Если отсутствуют сами объекты инвестирования – новые проекты существующих компаний, активно создающиеся новые бизнесы, – то откуда возьмется стабильный высокий доход для массы инвесторов? Мы опять хотим получить то самое пресловутое молоко без коровы – позитивный результат без тяжелой работы по изменению фундаментальных условий.
В-третьих, тревогу брокерской и биржевой индустрии вызывает тот факт, что Банк России не выказывает особенного беспокойства по поводу того, что она может лишиться значительной части доходов. Таким образом, удар по частному бизнесу будет произведен здесь и сейчас, в то время как рост в будущем не гарантирован. Подобная смелость стала общей чертой всех государственных преобразований последних лет: государство само знает, как лучше, и готово жесткой рукой вести общество к тем ценностям, которые считает верными, невзирая на экономические издержки.
В-четвертых, российский рынок может получить невосполнимые потери: если те или иные инструменты из-за отсутствия розничных участников утратят текущую ликвидность, то произвести перезапуск будет очень сложно. Современный финансовый рынок глобален, и, если фьючерсы на курс рубля потеряют ликвидность на Московской бирже, они вполне могут приобрести ее где-нибудь на Чикагской, и обратный переход будет невозможен: именно ликвидность, широкий спектр участников и объемы торгов притягивают других участников рынка. Если российская юрисдикция окажется запретительно недоступной, неквалифицированные инвесторы даже с 10 000 руб. легко «уйдут в офшоры», нажав кнопку в приложении на своем смартфоне. Негативное отношение к инвестированию будет продолжать генерироваться индустрией форексных кухонь (где количество российских клиентов уже сейчас на порядок больше, чем активных счетов на Московской бирже), в то время как выстраданный годами организованный российский срочный рынок будет ждать своего квалифицированного инвестора.
К чести Центробанка стоит отметить, что новое регулирование не упало на головы участников рынка, а стало предметом обсуждения в рамках формата консультационных докладов, которые не являются чисто формальными документами, допускающими лишь небольшие правки. Их цель – обсудить концепцию реформы с общественностью до начала работы над регуляторными документами. Это новый для нашей страны подход, заслуживающий самой высокой оценки. Есть надежда, что худшие опасения участников рынка не подтвердятся. Для этого необходимо продолжить совместную консультационную работу с профессиональным сообществом, найти баланс и пройти реформу без негативных последствий. Образовывать клиента, препятствовать недобросовестным практикам можно и нужно. Но в то же время не стоит ограничивать людей в их гражданских правах, выталкивая за необходимыми услугами за границу.
Переформатировать рынок таким образом, чтобы не обманывать частного инвестора и направить его сбережения на российский рынок капитала, обеспечив ожидаемую доходность, возможно лишь в контексте глубоких институциональных преобразований.-
Автор – президент ACI Russia – The Financial Markets Association